A A A
Купить билет
  • 8 (38451) 6-26-90
  • yumdii@mail.ru

Больше, чем кадр…

14 октября 2011 года в Музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока открывается выставка "Больше, чем кадр", представляющая зрителям фотографии Виктора Ковчина. Это первый персональный выход автора к зрителям, хотя юргинцы уже видели некоторые из его работ, хорошо их запомнили и ждут нового показа. Ждут не напрасно. Виктор Павлович готов порадовать нас новыми сюжетами, разнообразием жанров, творческо-техническим экспериментаторством. Как любой художник, автор фотографий на выставке открывает себя публике, обнажая свои мысли, пристрастия, идеалы, заветные темы. Кто-то в ответ крикнет "браво", кто-то будет тихо любоваться, размышлять, радоваться. А кто-то может покритиковать что ж, суд есть суд. Человек, постигающий в творчестве истину, а не собой любующийся, относится к другому мнению конструктивно.

Моей первой мыслью при знакомстве с новыми работами В. Ковчина было : "О, брат, да вы поэт!". Поэзия проявляется во взгляде автора, в названиях произведений, а главное в его мироощущении. В работах Виктора Павловича, как и в поэзии, главное это отражение Красоты и поиск выражения Смысла. Красота она везде и во всем, надо только увидеть ее и почувствовать. В алмазном бисере паутинки и в трепетных крыльях бабочки, в капельках росы и кристаллах морозного узора, в лепестках цветов и лицах людей, в скромных уголках природы и величественных панорамах родной Земли. Зрителей восхищает и крупный план "мелочей" жизни, и эпическое звучание фотосюжетов, - и то и другое отражает нестандартность полимасштабного видения мира автором. Способность воспринимать мир объемно, не упуская при этом мельчайших деталей, - редкая способность, свидетельствующая о высокой степени уравновешенности и целостности сознания человека.

Отзвучав на красоту материального мира, сердце человеческое устремляется к постижению множества тайн: вдохновения, творчества, веры… Так незаметно мы вместе с автором переходим за грань материального в область духовную, где и живет Смысл. В поисках смысла Виктор Павлович Ковчин неизменно приводит зрителей на поле единения, где во взаимодействии видимого и невидимого миров обнажаются взаимосвязи всего сущего. Взгляд автора завороженно притягивают проявления гармонического единения в природе, обретающие в некоторых его произведениях поистине космическое звучание.

Метафизика? Да, без нее нет ни творчества, ни смысла. Следуя за авторскими метафизическими трансформациями, зритель обнаруживает оригинальные мотивы, связанные с актуализацией явлений тонкого плана в мире плотной материи. Так в реальный кадр входят образы древних мифов и легенд: хозяйка горы Ак-Туру, Матерь Мира, Дух воина на страже. Тот же прием использует автор в создании "запечатленного в душе́ образа прекрасной дамы", о котором поведал в своем стихе Б. Окуджава.

Что означает этот прием, - банальную техническую игру монтажера в фотошопе? Отнюдь, для Виктора Павловича это поиск способа творческого преобразования мира. В этом еще одна грань видимого им смысла. В некоторых работах идея преобразования выходит на передний план буквально вместе с руками человека, воплощающими свой творческий замысел. Таковы "Руки Мастера", "Раскрасим наш мир", "Автопортрет". Последнее особое произведение автора. Кратко о нем можно сказать примерно так: портрет фотохудожника во времени-пространстве преображения себя творчеством. А что скажет по этому поводу зритель?

Больше, чем кадр… Насколько больше? На не имеющую пока названия единицу творческого воображения человека или на высоту полета его устремления? Больше настолько, насколько позволяют автору его внутренняя свобода, желание творить и созидать. Насколько далеко уводит его творческая мысль и где художественный вкус с интуицией говорят его эксперименту за абрисом кадра: "Стоп, пока достаточно…"

Н. Дондерфер, директор музея