A A A
Купить билет
  • 8 (38451) 6-26-90
  • yumdii@mail.ru

Линия жизни

В течение декабря 2011 года в Музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока работает персональная выставка произведений юргинского художника Александра Серова. Имя этого автора известно не только в Юрге. В разные годы выставки его работ принимали солидные экспозиционные площадки городов Кемерово, Красноярск, Новосибирск. Юбилейная "Линия жизни" А. Серова – выставка особая. Она отражает основные вехи его творческого пути и позволяет автору подвести промежуточный итог своего художнического труда, а посетителям представляет эксклюзивное зрелище.

Символическая линия получилась четкой, яркой, художественно выразительной и насыщенной глубоким информационным смыслом. Ее напряженный нерв и пульсирующий ритм открывают зрителю неординарную личность: цельную и целеустремленную, творческую и созидательную, талантливую и многогранную. Натуру сложную и организованную, верную и преданную избранному пути, высоким идеалам и жизненным принципам, а также людям, с которыми связала его судьба узами духа. В реальной жизни проявлять такую преданность невероятно трудно, для этого нужны огромная внутренняя сила, мужество, вера и любовь. У Александра Михайловича отношение к нравственным принципам почтительное: коли жизнь требует от тебя определенных качеств, будь добр – прояви. Проявляя, художник вкладывает их в свои произведения и затем транслирует зрителям. То, что получил, иногда выстрадал в напряженной внутренней работе, дарит людям – и любовь, и радость, и веру, и мужество. Примите, если хотите… В этой таинственной незримой передаче и заключается сила воздействия искусства.

Александр Серов не понимает отношения к творчеству как к форме развлечения. Для него это волшебный путь познания себя в мире духа, поиск связи с высшим в себе. "Подлинное искусство, - говорит он, - дотягивается до неба". И то, что многие современные художники уходят от выполнения назначения истинного, вызывает его тревогу за пути искусства.

Мировоззрение нашего автора уводит его за пределы внешней реальности и делает объектом его изображений реальность подлинную. Подлинная реальность – это суть, определенная божественным законом жизни, несказуемая в своей сложности, невидимая и непостижимая до конца. Это реальность жизни Духа. Как же ее нарисовать? Похоже, без волшебной палочки тут не обойтись. Но, если есть запрос, будет и волшебная палочка. Вот и она – символ!

Символ – специфическая форма передачи информации. Произведение символизма можно сравнить с книгой, написанной на иностранном языке. Ее можно прочесть, если знаешь этот язык. А.М. Серов считает символ законом построения мира. Мы до конца не осознаём мудрости этого закона и считываем смысл в соответствии со своим сознанием, имеющим не только личностную, но и определенную историческую характеристику. Надо сказать, что сознание современного человека готово воспринимать язык наиболее распространенных символов. Даже первоклассники, посещающие выставку, хорошо понимают духовный смысл мудреных картин. Для них дешифровка символического содержания работ художника – увлекательная игра, сопровождаемая радостью открытия. У взрослых людей другой механизм восприятия, для них прочный фундамент знания имеет большое значение. Однако, где не достает знания, помогает интуиция. Дело в нашем желании и стремлении понять, в готовности нашей души трудиться в созвучии с художником. Это тот случай, когда "душа обязана трудиться…" Если же для зрителя искусство – это развлечение, а картина – источник умиления и восхищения тем, как изображение похоже на реальный мир, то символическое произведение может остаться для него непрочитанной книгой на незнакомом языке.

Между тем, волшебная палочка не скучает в руках художника. Вот она выводит символические формы: круг, крест, арку; играет радугой цвета: белый, золотистый, синий; окунается в бездны стихий: огня, воды, земли; учит говорить природные творения: звезды, птиц, плоды; а вот она ловко жонглирует разными предметами, созданными руками человеческими. Такая синтетическая многослойность изобразительных и выразительных средств даже в искусстве символизма – явление редкое.

В игре творческого воображения художника поражает размах амплитуд времени-пространства. На выставке словно звучит симфония времени, воспроизводящая образы отдельных событий из жизни планеты Земля, дошедших до нас в сказаниях, мифах, легендах, писаниях. В симфонии есть темы Эдемского сада и Атлантиды, Китежа и уходящих ценностей эпохи Возрождения, тема Алтая – заповедной территории, имеющей, согласно легендам, особое предназначение в надвигающейся новой эре развития человеческой цивилизации.

Что это,- случайно выбранные автором сюжеты? Если нет, то что их объединяет? И почему события прошлого поворачиваются к нам своей наиболее драматичной стороной? Не оттого ли, что эти события ярко отражают ту самую подлинную реальность действия духовного закона в истории земного человечества. А драматизм позволяет наиболее полно обнажить суть явления и осознать ее особенно остро.

Из отдельных художественных повествований в пространстве выставки складывается масштабная картина жизни, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Раскрыть для зрителя идею связи времен помогает принцип построения экспозиции. Четыре зала – четыре темы, связанные между собой понятием времени: "Святыни прошлого" – "Зов настоящего" – "Знаки времени" – "Человек и будущее".

Центральная картина в первом зале – "Китеж". Ее можно принять как сказку, можно как иллюстрацию к сказу о граде Китеже, духовном центре славян, "ушедшем" в озеро Светлояр, не покорившись ни христианской вере, ни татаро-монгольскому игу.

Китеж на протяжении многих столетий волнует умы и сердца разных людей: ученых, музыкантов, писателей и поэтов, художников. Достаточно вспомнить оперу Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже", картины известных художников Николая Ромадина, Ильи Глазунова. Информация из далекого прошлого о могуществе и неистребимости Духа русского народа вдохновила и Александра Серова. Священный русский град Китеж – это сказочная страна добра и справедливости – останется в сознании одних зрителей. Другие "прочтут": Китеж – символ Святой Руси, ее душа. Святая Русь жива, но в настоящее время невидима для людей, погрязших в суете бездуховной жизни… Есть и еше один уровень восприятия картины, перебрасывающий мостик от души Святой Руси к человеческому сердцу…

Рассказать о содержании картин художника А. Серова в формате статьи невозможно, для этого нужно писать книгу. Те, кто придут на выставку, увидят все сами. Подумают, поразмышляют., переключаясь от философских раздумий на созерцание пейзажей Алтая, Байкала, Приморья, видов Венеции и Рима. Художник работает в разных жанрах. На выставке представлены и портреты: изображения родных и близких людей, учеников (А.М. Серов – преподаватель Детской художественной школы). Вот и автопортрет – знакомьтесь… Натюрморт в экспозиции один – "Натюрморт с черепом". В нем сложный и определенно символический набор предметов, вновь возвращающий зрителей к теме времени.

Время – это тоже закон мироздания, не отменить его, не отодвинуть. И зритель на выставке становится свидетелем того, как тема времени вдруг меняет тонкоепревращается в Человечество! Это происходит в живописном пространстве картины "Сын", необычном уже потому, что составлено оно из пяти квадратных модулей в форме креста. Сын – ребенок, стоящий на земном шаре в центре композиции и олицетворяющий собой человечество. Слева и справа к нему льются потоки любви и помощи его космических родителей – Отца и Матери. Но наступило время, когда Сын сам должен сделать нравственный выбор, определяющий будущее человечества: выбор между добром и злом, между светом и тьмой. О, это настоящая драма! Спектакль, в котором автор выступает одновременно как драматург, как художник и как режиссер. Действующими же лицами в этой художественной постановке являются многочисленные символы. Каждый из них, исполняя свою роль, несет зрителям определенную драматургией информацию… Сын сделал-таки эволюционный выбор, открыв человечеству путь дальнейшего совершенствования, дорогу в будущее. Однако, оно все еще скрыто от нас завесой тайны. Неужели в этом тумане растворится для зрителя нить времени? Этого не случится. Александр Серов по образованию театральный художник и завесу будущего воспринимает профессионально – творчески, как театральный занавес. Не робея перед задачей, он смело воспроизводит на нем образ человека будущего, наделенного чертами святости. Вот теперь всё. Пока всё.

Так, соединив знание, мудрость, талант и умножив их на силу духа, художнику Александру Серову удалось свести времена воедино, дать человеку надежду и указать путь победы над временем. Таков масштаб творческой личности! Такова линия жизни, устремленная к вершинам духа и преодолевающая время.

Покидая выставку, зритель возвращается в зал настоящего, где его провожает яркий картинный луч, мощно и радостно изливающий на землю свет Небес. Луч, будоражащий сердце, луч зовущий… Луч, в котором Художник творит светлое завтра – для всех, на все времена.

Н. Дондерфер, директор музея