Музей детского изобразительного искусства

Время ангелов

 

          Время, в которое мы живем, удивительно. Уходит в прошлое утверждение крайностей: полюса не могут отражать истины. Мир ищет гармонии во спасение и устремляет взоры к золотым сечениям. Найти золотую середину – значит изменить сознание людей и сложившуюся в ходе истории картину мира. К началу XXI столетия у подавляющего большинства людей сформировалось рациональное сознание, называемое научным, и соответствующее ему материалистическое мировоззрение. Меньшинство людей являются носителями более раннего типа сознания – религиозного, сохранившего связь с высшей материей, и отражающего религиозную картину мира. Последние поколения людей были свидетелями жесткого противостояния науки и религии в отстаивании приоритетного права влияния на человеческое мышление. Эта борьба ведется и по сей день. Однако, между наукой и религией есть объединяющий их мост философии, мудролюбия. Мудрость ничего не отрицает. Она соединяет, невидимо притягивая драгоценные кристаллы разных полюсов познания к центру и сплавляя их в золотое зерно единого Знания. Философия нашего времени направляет мир к синтезу всех форм познания: науки, религии, искусства. Человечеству предстоит поть, что дух – это особое состояние материи, а физическая реальность в основе своей глубоко духовна. Механизм взаимопроникновения двух миров – материального и духовного уже запущен эволюцией, и мы все чаще фиксируем в нашей жизни необычные, удивительные, необъяснимые пока явления.

          Время перемен, безвременье… - как только не называем мы эпоху нашей теперешней жизни. Между тем, есть ученые, которые считают время основным законом природы, определяющим все изменения, происходящие в пространстве и материи. Время пришло, - как высший закон перемен, - не отменить его, не отодвинуть. Закон же невидим, он абсолютно духовен. Сам по себе этот факт уже говорит о том, что без духовной половинки нашего сознания нам не понять ни закона, ни мира, ни жизни. Однако, милосердие невидимого мира бесконечно и духовное правило гласит: каждое мгновение дарит человеку новый шанс. В текущее космическое мгновение небеса являют нам чудо – шанс в форме ангельской вести.

          "Ангел" в переводе с греческого – вестник. В иудейской, христианской и мусульманской религиях он означает сверхъестественное существо, посланника Бога, посредника между Творцом и людьми. Ангелы издревле укоренились в сознании людей как образные символы невидимого мира. А значит: образ ангела для человека вполне может быть проводником в мир духа. В этом смысле обозначение нашего времени как "времени ангелов" вполне актуально. Не думаю, однако, что такая логика рассуждений руководила художницей из г. Ярославля Еленой Войновой, когда она несколько лет назад начала писать картины об ангелах. Скорее, это означает трансформацию ее духовного знания и опыта под руководством интуиции в произведения искусства, несущие духовную информацию, доступную другим людям. Так или иначе, но ангельский свет коснулся ее утонченной души, расширил границы ее сознания, и все свои выставки художница стала называть "Время ангелов". В ноябре 2009 года ангелы Елены Борисовны Войновой спустились на юргинскую землю. Они гостили в скромной обители Музея детского изобразительного искусства народов Сибири  Дальнего Востока, наполняя ее и одаривая каждого входящего необыкновенным светом, теплом и любовью. Затем выставка отправилась в путешествие по городам Кузбасса.

          Многие зрители отмечают простоту картин Е. Войновой, обращение ее к формам примитива, который проявляется в произведении искусства в наивной цельности образного строя и выразительной простоте формы. "Примитив" в переводе с латинского означает "первый, самый ранний". Ангельский невидимый мир – творение Бога более раннее, чем весь тварный мир и человек, и в отнологическом смысле упрощенная форма изображения ангелов естественна. К тому же, ангел  – это дух, свободный от плоти, следовательно, - и от физической формы в привычном для нас понимании. Дух невидим человеческому глазу, и одно из главных канонических условий иконографии ангелов – изображать их в простоте, как набор символов без акцентов на внешности. Будучи светским художником, Елена Войнова не забывает этой заповеди. Примитив в ее живописи – дань не моде, как это нередко случается в современном искусстве, но этике. Однако, как волшебно и изящно творит художник в рамках формальной простоты, создавая свой неповторимый художественный язык, свои приемы стилизации. У ангелов нет ярких характерных черт, иногда изображение их лиц отсутствует вовсе, и ангельская фигура обозначена лишь абрисом. Но как много говорят их позы, движение, жесты. Как богат и выразителен язык символов! Цвет, линии и формы, предметы, вводимые в картинное пространство – все имеет особый символический характер и направлено на выражение идеи, рожденной в сознании автора наверняка не без помощи ангельского посредничества.

          Композиционное решение ангельских сюжетов Е. Войновой также отличают простота и символизм. Как правило, образ в центре картины представляет ее передний план, а за ним – пространство неба с фантастическими излучениями и загадочными сияниями тонкого мира. Интересен характерный прием композиционного построения, когда ангелы, изображаемые в свободном пространстве, касаются ногами условной сферы или шара, являя собою зримую связь между взаимодействующими мирами.

          Ангелы, люди с одухотворенными лицами, обретающие крылья в порыве любви и высокого устремления, дети… Одни образы рождены воображением автора, другие – из жизни, третьи, - по словам художницы, - "срисованы с неба". Таковы, например, ее "Звездочки", предстающие в виде шествия светящихся человечков, взявшихся за руки и соединенных яркими светящимися точками. "На луче" и "Царица Небесная – Кормчая" – тоже картины небес, открывшиеся чуткому доброму сердцу.

          Роскошная палитра цвета картин Е. Войновой включает торжественно-яркие цвета и оттенки, контрасты теплого и холодного и вместе с тем деликатнейшие нюансные сочетания богатого набора оттенков голубого, розового, оранжевого, желтого, зеленого цветов, придающие картинам перламутровое свечение. Рефлексирующий цвет и переливающийся свет наполняют пространство выставки, погружая зрителя в атмосферу неземной гармонии и торжества Духа.

          Выставка Е. Войновой "Время ангелов, пройдя кузбасским маршрутом, в августе этого года вновь вернулась в Юргинский Музей детского изобразительного искусства. Вернулась вовремя: как дар музею к его 30-летию. Как знак небесного покровительства.

                                                                                          

                                                                                    Н. Дондерфер, директор музея


lorem  lorem  lorem    lorem
Опрос

Как часто вы ходите в музей?

1. Раз в год

2. Раз в месяц

3. Раз в три месяца

4. Не хожу

В коллекции произведений детского искусства представлены работы детей Сибири: рисунки, гравюры, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства, в т.ч. традиционного искусства народов Чукотки, Якутии, Тывы, Хакасии, Бурятии, Приамурья. Кроме сибирской коллекции детских произведений в музее скомплектована зарубежная коллекция, представленная рисунками детей из 36 стран мира. Музейные коллекции являются основой для разнообразной выставочной и просветительной деятельности.


lorem
Создание сайта:
г. Юрга, веб-студия «ЮГС» | Карта сайта