Музей детского изобразительного искусства

Выставка года

 

В музее проходит 2 этап показа межрегиональной выставки-конкурса, посвященной 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина

 

 

Космос – Красота – Мир

 

          50 лет назад 12 апреля 1961 года мир с восторгом принял известие о первом полете человека в космос. Это поистине  эпохальное событие в истории нашей цивилизации дало человечеству новый импульс к осмыслению законов Вселенной и стало толчком для невиданного всплеска творческого потенциала людей. Космический корабль, на борту которого поднялся над Землей Юрий Гагарин, словно распахнул окно в бескрайние просторы мироздания, и в него ворвался волшебный поток, волна космической свободы духа, оказавшая влияние на мировосприятие землян. Первый полет человека в космос означал не только прорыв советской науки и техники, но более важный по своей эволюционной сути прорыв в человеческом сознании. Значение и следствия его настолько масштабны, многогранны и перспективны, что сейчас можно лишь предварительно обозначить контуры его влияния на социально-культурные процессы, происходящие в мире.

          В контексте данной статьи важно сконцентрировать внимание на одном из аспектов этого влияния – повышении творческого потенциала сознания людей. Представители старшего поколения помнят, например, какой необычайный подъем наблюдался в 60-е годы ХХ века в искусстве нашей страны. Достаточно сказать о целой плеяде деятелей культуры и искусства того времени, ярко проявивших свой талант, новизну и остроту мысли и вошедших в историю культуры с определением "шестидесятники". Не упрощая это явление в культуре нашей страны, всё же можно предположить, что поток живой воды космической свободы, связанный с выходом человека за пределы земной орбиты, попав на подготовленную почву некоторых человеческих сознаний, сделал свое дело. Кстати сказать, встреча с космосом помогла реализовать свои художественные способности и некоторым космонавтам: Алексею Леонову, Владимиру Джанибекову, Виталию Севостьянову. Завораживающая неземная красота подвигла их взяться за кисть и показать миру космос с натуры.

          А как отреагировали на полет человека в космос дети, чье сознание открыто ко всему новому и необычному, чье восприятие непосредственно и чисто, а воображение богато и легкокрыло? Их отклик на величайшее событие эпохи был молниеносным и, что примечательно, выраженным языком рисунка. В 60-е годы ХХ века детское изобразительное творчество переживало бум, какого не наблюдалось ни ранее, ни позже. Художественный язык стал для детей настолько важным средством самовыражения, что возникла необходимость в создании центров по его углубленному изучению. Именно тогда в нашей стране в массовом порядке стали открываться сначала изостудии, а затем и детские художественные школы. Первоначальный количественный всплеск вскоре был подтвержден новым качеством – возросшей образностью детских рисунков. Высокий уровень художественной выразительности детских творческих произведений послужил основанием для признания детского изобразительного искусства равноправной частью Искусства и серьезным конструктивным элементом современной художественной культуры. Следствием  такого признания стало появление в советском Союзе в конце 60-х годов первых детских картинных галерей и музеев детского творчества, играющих незаменимую роль в развитии креативного потенциала детства.

          Однако, вернемся в далекий 1961 год, когда каждый мальчишка мечтал стать космонавтом, и космос рисовали чуть ли не все дети. В то время доступные сведения о внеземных пространствах были элементарными, и сюжеты детских рисунков на эту тему достаточно просты: стартующие ракеты, космические корабли в межзвездных просторах, космические панорамы с изображением Земли, Солнца, комет и других небесных тел, напоминающие схемы из школьного учебника астрономии и нарисованные на листочках из альбома для рисования. Так начинался в нашей стране новый этап в истории развития детского изобразительного искусства, который, возможно, когда-нибудь назовут его "золотым веком". Импульсом к нему стал мощный эмоционально-патриотический  подъем, связанный с первым полетом человека в космос и рождающий поистине космический полет детского воображения в пространстве свободы духа.

          В последующие годы тема космоса в рисунках детей приобретает более яркое образное воплощение. Вместе со стремительным освоением космоса детское сознание решительно раздвигало границы пространства и времени. Наряду с рисунками, которые можно назвать художественными документами эпохи, отображающими выход человека в открытый космос, луноходы, международные космические экипажи и т.д., появились изображения детьми других планет и их обитателей. Юные художники смело моделировали жизнь воображаемых дальних миров, насыщая пространство космоса идеями мира и сотрудничества. Этот яркий первородно-чистый интерес детей к другим мирам со временем менялся.

          Идеи научно-технического прогресса, поставленные в ХХ столетии во главу развития человеческой цивилизации, во второй половине 80-х годов находят отражение в рисунках детей на космические темы. В их композициях появляется великое множество образцов космической техники – летательной и исследовательской. Вместе с тем отмечается напряженное балансирование тем мирного гуманного космоса и его "покорения". Робот – особый персонаж детских космических сюжетов – резко изменил свою функциональную ориентацию. Это подтверждает сравнение двух рисунков. На одном, выполненном на рубеже 70-80-х годов, два неуклюжих робота радостно любуются плодоносящими яблонями на Марсе, - похоже, они сами их и посадили. Второй, относящийся к середине 90-х, представляет нам сюжет из жизни "планеты роботов". Усовершенствованные механизмы, похожие на людей в скафандрах, вооружены и готовы к бою. С кем?

          В рисунках детей 90-х годов наблюдается некоторая отстраненность от романтики мирного освоения космоса. Дети в это время рисуют не взмывающие от земли ракеты, а чаще – приземляющиеся "летающие тарелки" с подозрительными мрачными пришельцами из космоса, а потом и придуманные за океаном звездные войны. К сожалению, звездные баталии до настоящего времени не исчезли из детских рисунков. Вместе с тем нельзя не отметить, что набирающий силу естественный процесс формирования нового позитивного мышления людей, связанный, в том числе с расширением знаний человечества о законах Космоса, постепенно вытесняет настороженность и агрессию в отношении инопланетян, заменяя ее разумным интересом.

          Музей детского изобразительного искусства как социальный институт, который не только отражает состояние детского творчества, но в определенной мере управляет развитием искусства детей, безусловно поддерживает процесс гуманизации сознания человека и направляет креативный потенциал детства в конструктивное созидательное русло. История человеческой цивилизации таит в себе любопытную формулу: будущее таково, каковы мечты детей в настоящем. Свои мечты дети очень часто выражают в рисунках. Так пусть в них царствуют мир, гармония и красота!

          Эта гуманистическая идея нашла прямое отражение в названии очередной межрегиональной выставки-конкурса детского художественного творчества "Космос – Красота – Мир", организованной Юргинским музеем детского изобразительного искусства в связи с 50-летием празднования первого полета человека в космос. В конкурсе приняли участие дети и подростки из 31 населенного пункта 9 сибирских регионов: Иркутской, Кемеровской, Омской, Томской, Тюменской областей, Красноярского края, республик Алтай, Саха, Хакасия.

          Темы и сюжеты их рисунков бесконечно разнообразны. В одних юные авторы отражают свои познания о  космосе и об истории его освоения. Вот портрет К.Э. Циолковского. Лицо корифея русской космической мысли словно выступает из темноты таинственной беспредельности, окруженное вихрем линий графиков, чертежей, эскизов летательных аппаратов. Удачно выбранная техника граттажа придает работе 12-летней Курниковой Натальи из г. Исилькуля Омской области особую выразительность.

          Вместе с рисующими детьми зрители побывают в конструкторских бюро и заводских цехах, где рождается космическая техника, в тренажерных залах и центрах управления полетами, на космодроме, внутри космических кораблей и в открытом космосе, увидят крупным планом летающих в космосе Белку и Стрелку… Кстати, Белка и Стрелка, а также другие "братья наши меньшие" – одни из самых популярных космических типажей детских рисунков.

          Множество работ юных авторов посвящено первому космонавту Земли. Особое место среди них занимает серия линогравюр, выполненных учащимися Новоенисейской Детской художественной школы и рассказывающих о событиях из жизни Ю.А. Гагарина. Гравюра Коршиковой Анастасии (12 лет) "Мечты Юрия" из этой серии отмечена на конкурсе 1 местом. Сюжеты гравюр разнообразны: мальчишка Юра Гагарин впервые увидел самолет, будущий космонавт в летном училище, на тренировке, его первый прыжок с парашютом, на приеме у врача, перед стартом… А вот уже народ восторженно встречает героя космоса, проезжающего в открытом автомобиле по улицам города. Юрий Гагарин, широко улыбаясь, поднял руки, приветствуя людей, бросающих ему букеты цветов. 8-летняя Даша Малаева из г. Дивногорска с удивительной точностью передала в этом рисунке состояние необыкновенного подъема и общего ликования, словно запечатленное в кадре кинохроники 50-летней давности.

          Совершенно иной, поражающий своей необычной трактовкой образ Юрия Гагарина создала в карандашном рисунке 16-летняя Альфия Жамбулатова (г. Калачинск, Омская область). На фоне безграничного пространства, среди россыпи звезд, туманностей, летящих планет, занимающих верхнюю половину рисунка, в нижней его части изображен портрет космонавта в скафандре. Используемый прием композиционного построения помогает автору донести до зрителей мысль о взаимосвязи человека и Космоса, о неразделимости микрокосма и макрокосма. Рассматривая рисунок, находим безусловное портретное сходство космонавта с Юрием Гагариным. Но где же его открытая, ставшая символической, улыбка? Взгляд задумчив и серьезен. Глубокая внутренняя сосредоточенность образа раскрывает нравственный аспект связи человека и Космоса – ответственность человеческого разума за мир и порядок в общем космическом доме. В контексте сегодняшнего состояния сознания земного человечества – тема весьма актуальна. Так же, как актуально ныне серьезное осознание роли Солнца – источника жизни на нашей планете (рисунок 14-летней Поздняковой Дарьи, г. Топки, Кемеровская область). Как важно познание законов Вселенной, зашифрованных в древних символах и хранимых традиционными культурами народов Сибири (рисунок 13-летней Егоровой Саргыланы "Вселенная", республика Саха, г. Нюрба). Сложное явление космизма не ограничивается научным познанием. Его суть раскрывается в синтезе рационального знания, философии и искусства через идею космического всеединства. Из всех юных художников, представивших свои работы на конкурс, лишь некоторые якутские дети продемонстрировали способность к художественному выражению названной глубокой идеи. Их работы не связаны с конкретными событиями освоения космоса нового времени. Но, отражая элементы древнего традиционного мировосприятия людей, они оживляют невидимую связь времен и одновременно актуализируют идею пространственного вселенского единства. В этих детских произведениях мы видим образ мира без границ и вне времени.

          Большинство других участников выставки также выражает в своих рисунках мысль о космическом единстве, но чаще всего в форме мечты о мире и содружестве землян с представителями других планет. Как ценно это чистосердечное детское устремление, расширяющее границы их познания, развивающее творческое воображение, формирующее высокие нравственные идеалы. Об этих мыслях-мечтах красноречиво говорят названия рисунков: "Праздник в космосе", "Межгалактическое совещание", "Здравствуй, это я!". "Галактический вернисаж", "Друзья" и многие другие. Фантазия детей в создании образов космических обитателей поистине безгранична. Как бы ни были эти обитатели невообразимы и парадоксальны, в рисунках на выставке их отличает одно – открытая дружеская улыбка, адресуемая жителям Земли.

          Иные миры в рисунках детей иногда напоминают родную Землю, но чаще – это абсолютно эксклюзивные панорамы, наполненные сочетаниями необычных форм и экспрессией цвета. Космические пейзажи обитаемых планет и межзвездных пространств удивляют зрителей невероятной красотой и гармонией звучания.

          Слушая в залах музея завораживающую "Музыку Вселенной", рождаемую струнами космической арфы в рисунке 12-летней томички Анастасии Бородиной, легко погружаешься в детскую версию фантастической жизни Космоса и веришь: будущее таково, каковы мечты детей в настоящем. Взывая к нам из будущего своей мечты, дети указывают миру путь обновления: путь добра и сердечной открытости, путь вселенской любви и красоты.

          Вглядитесь, услышьте, поймите.

 

          Музей детского изобразительного искусства благодарит всех участников межрегионального выставочного проекта. Дорогие ребята, ваши мысли, устремленные в прекрасную космическую беспредельность, и ваша творческая активность сделали вас сегодня настоящими созидателями космоса. Космическое будущее в ваших руках, и пусть оно будет таким же мирным и радостным, как в ваших рисунках. Дерзайте!


lorem  lorem  lorem    lorem
Опрос

Как часто вы ходите в музей?

1. Раз в год

2. Раз в месяц

3. Раз в три месяца

4. Не хожу

В коллекции произведений детского искусства представлены работы детей Сибири: рисунки, гравюры, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства, в т.ч. традиционного искусства народов Чукотки, Якутии, Тывы, Хакасии, Бурятии, Приамурья. Кроме сибирской коллекции детских произведений в музее скомплектована зарубежная коллекция, представленная рисунками детей из 36 стран мира. Музейные коллекции являются основой для разнообразной выставочной и просветительной деятельности.


lorem
Создание сайта:
г. Юрга, веб-студия «ЮГС» | Карта сайта