A A A
Купить билет
  • 8 (38451) 6-26-90
  • yumdii@mail.ru

Наследство прабабушки Дарьи

В Музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока работает выставка обережной куклы юргинской мастерицы Ольги Клепиковой «Народная кукла».

Однажды Ольга пришла в наш музей на встречу с томской самобытной художницей Т.М. Хохряковой. Тамара Михайловна поделилась историей о том, как увлечение росписью матрешек переросло в настоящее дело по душе. И тогда Ольга поняла, что у нее тоже уже есть любимая работа – увлечение родом из детства. Тряпичные куклы, сделанные своими руками, всегда были любимым времяпрепровождением и детской радостью. В секреты мастерства внучку посвящала прабабушка Дарья Пименовна Гилёва.  Любознательная внучка постигала бесхитростную науку не только в практике, ее увлекала история возникновения обережной куклы, уходящая корнями в далекое прошлое. Для современного человека «оберег» это что-то давно забытое и непонятное. Кому-то это покажется выдумкой наших предков, скучной и бесполезной, а кому-то  – магией  или волшебством, в которое невозможно поверить. Ольга поверила в магию народной куклы, вкладывая в каждое из своих созданий любовь и светлые мысли. Потому и куклы ее наполнены светом и теплом. Такую хочется «поселить» у себя в доме, чтобы оберегала и радовала глаз.

Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт. Каждая кукла начинается со скрутки ткани, часто в основу скрутки вкладывается деревянный брусок. Прабабушка Дарья научила маленькую Олю использовать для основы куклы деревяшечки, поленья, метелочки, даже газету и золу из печи. Поверх такой основы наматывали лоскуты тканей. В оригинале использовали старую одежду, постельное белье, занавески. Сейчас мастерица Ольга закупает натуральные новые ткани, подбирая органичные цветовые сочетания, ближе к природным: чаще всего льняные и хлопковые. Разбираться в тканях и их свойствах она научилась в тюменском государственном нефтегазовом университете на отделении «Проектирование текстильных изделий», как сейчас говорят: «дизайнер тканей». Там же развивала врожденное чувство прекрасного: работая над новыми кукольными образами, постигала эстетику народной куклы. Знания и навыки позволяют вносить авторские изменения, создавая новые современные образы.

Вдохновение для своих произведения художница черпает в загородных прогулках и городских парках. В согласии с собой и природой рождаются новые образы народной куклы: Кукла-Рябинушка, Коровушка-Берегиня, птица-Радость, кукла Сорока и другие.

Интересно, что у каждой куклы свое предназначение. Так, Метлушка была одной из главных Берегинь дома, ее еще называли Метлушкой-очистительницей. Кукла-Доля (Счастливица) предназначена привлекать счастье в жизнь своего обладателя. Не случайно она делается маленького «карманного» размера, чтобы брать ее с собой в дорогу. Кукла Семья – оберег крепкой и дружной семьи. Есть и ещё одно название Московка. Потому что история появления этой куклы связана с периодом возникновения московского княжества, которое присоединяло к себе всё новые и новые земли. Москва – мать, новое княжество – новый ребенок. Куклу держали на виду, но не давали в руки постороннему.

У каждой куклы своя история, предназначение и свой тайный смысл. И чем больше узнаешь о народной обережной или обрядовой кукле, тем больше возникает ощущение, что прикасаешься к волшебной шкатулке, в которой дремлет могучая неизвестная сила, власть которой безгранична.

Сегодня самое главное ее предназначение – это связь с прошлым, с историей нашего народа и корнями наших предков.

Для Ольги это история семьи и любимое увлечение, которое переросло в любимое дело. Достигнув мастерства, она теперь и сама обучает других этому искусству, доставшемуся ей по наследству от прабабушки Дарьи.

Н.Н. Ефимова, научный сотрудник музея