A A A
Купить билет
  • 8 (38451) 6-26-90
  • yumdii@mail.ru

Люди и время

В рамках Года педагога и наставника музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока совместно с Кемеровским областным художественным колледжем подготовили выставку живописи и графики «Люди и время». Экспозиция знакомит зрителя с творчеством кемеровского художника и педагога Юрия Демакова и его ученицы, а ныне коллеги, Натальи Бобровой. Работы художников двух поколений объединяет портретная живопись и жанровая композиция, монументализм и строгие лаконичные формы.

Среди работ Юрия Петровича представлены портреты, пейзажи и сюжетно-тематические композиции, характерные для его творчества. Живопись дополняют выполненные с натуры карандашные зарисовки с внимательной проработкой деталей и обобщенностью форм. Все работы художника интересны своей содержательностью и философской наполненностью.

Юрий Демаков приехал в Кузбасс после окончания Дальневосточного института искусств и уже 36 лет преподает в Кемеровском художественном колледже. Является членом ВТОО «Союз художников России», членом международного творческого объединения «Содружество». Суровый дальневосточный климат отразился и на почерке художника. Его живописным работам свойственна графическая четкость линий и контрастность. Художник не многословен и уходит от лишних рассуждений, передавая суть. Большую часть полотна занимают персонажи. Они главные действующие лица, а детали раскрывают заложенный в работу философский смысл. Интересно, что сам художник не придает большого значения символике. Говорит, что как-то само-собой выходит. Наполняя пространство предметами, он решает композиционные задачи, а смыслы приходят позже. И все же выбор деталей не случаен. Как в работе «Корчеватели», на которой люди искореняют насаждения деревьев, выкорчевывают последний оставшийся пень. Теперь уже ничто не вырастет на той земле, где все живое истребляется. Как символ духовной пустоты и бесплодия освобожденной от деревьев целины – разбросанные пустые ведра. Впрочем, художник нарисовал, а зритель по-своему прочтет посыл автора. В его работах с философским подтекстом нет надуманности, это воспоминания из детства, наблюдения из жизни. Так в работе «Охотники за удачей» Ю. Демаков изобразил браконьеров на фоне кровавого заката, в сюжете «Пороги» человек вступает в борьбу со стихией. И все же природа сильнее. И к ней у художника самое трепетное отношение. Именно в пейзажах раскрывается поэтическое начало художника-дальневосточника и на смену монументализму выступают камерность и нежность. Трогательны и поэтичны его натюрморты «Пионы и фагот», «Души порывы», центром которых являются объемные букеты цветов. И все же чаще в центре внимания остается человек, запечатленный в своем моменте счастья, волнения, спокойствия, одиночества, или любого другого состояния. И каждый из этих моментов мог быть полвека назад или происходить сейчас. Похожие впечатления оставляют портреты Натальи Бобровой, представленные на выставке. Молодая художница уверенно работает с формой и светом. В портрете девушки в черном дневной свет падает на лицо, шею, волосы и разливается по платью и заднему фону серебром. Фронтальное расположение фигуры, черное платье в контрасте со светлой стеной в рассеянном дневном свете создают ощущение некоторой торжественности. Девушка совершено спокойна, ее внимание сосредоточено на музыке, которую она слушает через наушники с телефона. Второе название картины – «Музыка». И только сама девушка слышит эту музыку. Зритель может только предполагать какая звучит музыка. Он может тоже включить музыку со своего телефона и слушать вместе с героиней картины. Классический портрет в сочетании с атрибутами современной действительности соединяет прошлое и настоящее.

Наталья Олеговна Боброва многому научилась у Юрия Петровича во время обучения в КОХК и успешно поступила на факультет живописи в Санкт-Петербургскую Академию художеств им. Репина. После «отличной» защиты дипломной работы вернулось в колледж уже в качестве педагога. Насыщенная творческая биография, приобретенные у наставников навыки и знания позволяют ей в настоящее время делиться опытом с новым поколением начинающих художников.  

Эта выставка – пример того, что новое поколение людей опирается на опыт предшественников, и каждый человек – это отдельная самостоятельная единица со своей историей, которая складывается в одну большую летопись «Люди и время».

Действует Пушкинская карта.

Н.Н. Ефимова, научный сотрудник музея